Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С учетом системного характера процес-сов становления рыночной экономики, занятость населения представляется не только важным производственным ресурсом общества, действенное применение которого - необходимое условие для стимулирования экономического роста и основа социальной стабильности общества и гармонии всего общественного развития.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства - это институт пра-вового регулирования вопросов трудоустройства и занятости, а также взаимо-отношений в плане труда между работником и работодателем.
Одной из гарантий, закрепленной Конституцией Российской Федерации является гарантия права на труд, право граждан на занятость и содействие в их трудоустройстве. Деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им трудовой доход, является занятостью.
Реализация гарантий государства на труд и социальную защиту - это одно из основных условий для повышения качества жизни населения и обеспечения роста благосостояния. Следует сказать, что в последние годы государство осо-бенно активно осуществляет политику содействия реализации прав граждан на продуктивную и полную занятость, а также любую избранную занятость, не противоречащую законам России.
Актуальность работы обусловлена следующими обстоятельствами:
Демографическая ситуация заставляет органы власти основной упор сде-лать не на поддержку безработных, а на создание более динамичного и конку-рентного рынка труда. Речь идет о повышении квалификации и эффективности рабочей силы.
Однако, решение этого важнейшего вопроса невозможно без изменения государственной политики в области занятости, направленной на более полное вовлечение трудоспособного населения в сферу труда;
В современных условиях правовой институт, регулирующий сферу тру-доустройства и занятости, призван отразить особенности защиты интересов сто-рон трудовых правоотношений в условиях рыночной экономики.
Цель данной работы - исследовать проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения и пути их решения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. Рассмотреть правовое регулирование конституционных гарантий права на труд в Российской Федерации.
2. Раскрыть формы реализации государственной политики занятости
3. Рассмотреть правовое регулирование занятости и трудоустройства Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования занятости населения.
4. Выявить проблемы правового регулирования труда несовершенно-летних работников.
5. Проанализировать совершенствование правового регулирования от-ношений в сфере занятости населения.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие ин-ститут занятости.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов как К.С. Амбарцумян, А.С. Бахченян, О.Н. Ефимов, Н.С. Землянухина, О.Ю. Павлов-ская, Г.С. Решетарь, А.С. Стальнова, В.В. Трофимова и других.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
Работа структурно состоит из введения, основной части, двух глав, состо-ящих из пяти параграфов, заключения и библиографии.
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ, ФОРМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Правовое регулирование конституционных гарантий права на труд в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (деле – Конституция РФ) является правовым актом высшей юридической силы, закрепляющим и регулирующим права и свободы человека и гражданина во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере трудовых правоотношений. В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими спо-собностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В Конституции РФ особое внимание уделяется таким важнейшим основам в сфере труда, как принцип свободы труда, принцип недопустимости дискрими-нации в трудовых отношениях, принцип охраны труда государством, принцип гарантированных минимальных условий труда, принцип свободы объединения и ряд других.
Технологический прогресс оказывает существенное влияние на развитие общественно-экономических отношений. Происходят изменения в организации труда, его нормировании и оплате, что требует своевременного и адекватного правового регулирования. Так, среди основных конституционно-правовых принципов, регулирующих трудовые правоотношения авторы выделяют: прин-цип защиты прав и свобод человека и гражданина, равенства перед законом и судом, свободы экономической деятельности, единства экономического про-странства, неприкосновенности частной жизни и свободы договора .
Поправки в Конституцию РФ 2020 г. усиливают дополнительные гарантии социальной защиты. В то же время определение прожиточного минимума, набора потребительской корзины, в силу их значимости должны определяться на уровне федерального закона, учитывающего современные потребности и возможности, в том числе связанные с предоставлением прав пользования но-выми технологиями, достижениями медицины, образования, развития транс-портных услуг, способов энергосбережения и оптимизации расходов и т.д.
Стоит отметить, что правовое регулирование гарантий права на труд под-лежит изменениям. Так, подготовлен проект нового закона о занятости населе-ния, планируется, что он заменит Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занято-сти населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) уже с 1 ян-варя 2024 г.
Среди важный новелл - закрепление понятий самозанятости и платфор-менной занятости (части 3 и 4 статьи 2 проекта); возможность оказания услуг по содействию в трудоустройстве предлагают оказывать по индивидуальному пла-ну. К категориям граждан, которым службы занятости помогают на постоянной основе, планируют отнести в том числе тех, кто находится под риском увольне-ния (пункт 1 части 5 статьи 14 проекта). Предоставление дополнительных соци-альных гарантий поддержки безработных (глава 6 проекта). Принятие данного закона позволит значительно расширить существующие гарантии права на труд.
Так, «под самозанятостью понимается деятельность гражданина по лич-ному производству товаров, выполнению работ и (или) оказанию услуг, направ-ленная на систематическое получение дохода.
Под платформенной занятостью понимается деятельность граждан (плат-форменных занятых) по личному выполнению работ и (или) оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информацион-ных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занято-сти посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Отметим, что с 1 марта 2023 г. вступили в силу и изменения в регулиро-вания вопросов охраны труда, касающиеся расследования и учета профессио-нальных заболеваний, обучения работников требованиям охраны труда, оказа-ния первой медицинской помощи пострадавшим и пр. Данные изменения спо-собствуют реализации конституционных положений, предусматривающих право каждого на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Особую актуальность приобретают вопросы реализации и защиты консти-туционного права на труд в период нестабильной экономической ситуации, тре-бующей оперативных мер поддержки со стороны государства в условиях не-определенности. Так, необходимость установления дополнительных гарантий права на труд была вызвана и пандемией коронавируса COVID-19. Работники оказались вынуждены осуществлять свою трудовую функцию, обусловленную трудовым договором, находясь в изоляции по месту жительства. Решение дан-ного вопроса обусловило принятие изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) в части регулирования дистанционной работы и временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе рабо-тодателя в исключительных случаях.
Вопросы совершенствования правового регулирования дистанционной ра-боты остаются весьма востребованными и после пандемии. В целом положи-тельно оценивая принятые поправки в ТК РФ, стоит отметить, что правовое ре-гулирование дистанционной работы продолжает вызывать множество не только практических, но и теоретических вопросов часть и из которых будет затронута в данной работе.
Во-первых, существует неопределенность между категориями дистанци-онная и удаленная работа, а действующая редакция статьи 312.1 ТК РФ по сути ставит знак равенства между ними.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197–ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Рос-сийской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. 1996. – № 17. – Ст. 1915.
4. Об утверждении государственной программы РФ «Содействие заня-тости населения» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298 (ред. от 22.09.2023)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 18 (часть I). – Ст. 2147.
5. О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О заня-тости населения в Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. № 2576 // Собрание законодательства Российской Федера-ции. – 2022. – № 2. – Ст. 527.
Литература
6. Амбарцумян К.С. Конституционные гарантии права на труд в Рос-сийской Федерации / К.С. Амбарцумян // В сборнике: Инновационные процессы в научной среде. Материалы Международной (заочной) научно–практической конференции. – Нефтекамск, 2023. – С. 55–60.
7. Бахченян А.С. К вопросу о некоторых проблемах правового регу-лирования труда несовершеннолетних работников / А.С. Бахченян // Эпомен. – 2021. – № 57. – С. 81–87.
8. Бреев Б. Д. Безработица в современной России / Б. Д. Бреев. – М. : Наука, 2018. – С. 34–35.
9. Дементьева А.С. Управление занятостью населения на государ-ственном и региональном уровне / А.С. Дементьева // Научное сообщество сту-дентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.–практ. конф. – 2017. № 8(56). – С. 367–369.
10. Ефимов О. Н. Государственная политика занятости и особенности ее реализации в России / О.Н. Ефимов, Л.Г. Рогова // Экономика труда. – 2016. – №3. – С.56.
11. Землянухина Н.С. Современные тенденции в сфере занятости насе-ления / Н.С. Землянухина // Гуманитарный научный журнал. – 2019. – № 1. – С. 3843.
12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 8–е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю. П. Орловский. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2018. – 260 c.
13. Косов И. А. Особенности оформления трудового договора с несо-вершеннолетним работником / И.А. Косов. – Омск: Делопроизводство, 2017. – 200 c.
14. Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права / С.П. Маврин. – СПб.: Проект, 2017. – 500 с.
15. Павловская О. Ю. О месте отношений по трудоустройству в пред-мете российского трудового права / О.Ю. Павловская // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – №1. – С.73.
16. Решетарь Г.С. Особенности правового регулирования занятости и трудоустройства / Г.С. Решетарь, В.С. Давыдова // В сборнике: Научные знания современности. Сборник статей Международной научно–практической конфе-ренции. Пенза, 2023. С. 180–182.
17. Сапожникова Н. И. Заработная плата работников агропромышлен-ного комплекса и ее влияние на размеры социального обеспечения / Н.И. Са-пожникова, К.Ю. Дементьева // В сборнике: Правовое обеспечение агропро-мышленного комплекса. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно–практической конференции. Отв. за вып. О. А. Глушко. – 2019. – С. 18–24.
18. Серова А. В. Понятие и классификация субъектов отношений по трудоустройству у данного работодателя / А.В. Серова // Российское право: об-разование, практика, наука. – 2018. – №2. – С.71.
19. Стальнова А. С. Конституционные гарантии права на труд в Россий-ской Федерации / А.С. Стальнова // Юридическая наука. – 2023.– № 4. – С. 108–111.
20. Трофимова В.В., Круталевич М.Г. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения / В.В. Трофимова, М.Г. Круталевич // Миро-вая наука. – 2023. – № 10 (79). – С. 88–91.
21. Хетагурова И. Ю. Государственное управление сферой труда и за-нятости / И.Ю. Хетагурова, Т.Г. Хетагурова, К.Р. Золоева // Экономика и пред-принимательство. – 2018. – № 2 (91). – С. 180–181.
22. Хныкин Г. В. Прекариат как субъект трудовых отношений / Г.В. Хмыкин // Законодательство. – 2019. – №2. – С.39.
23. Щепетильников В. Н. Иные, непосредственно связанные с трудовы-ми, отношения по содействию занятости: место в системе и проблемы правового регулирования / В.Н. Щепетильников // В сборнике: Актуальные проблемы тру-дового права и права социального обеспечения. Материалы Международной научно–практической конференции. Отв. редактор Н.С. Латыпова. – Уфа, 2023. – С. 44–50.
24. Ярадаева Е.Ю. Проблемы занятости и безработицы / Е.Ю. Ярадаева, А.В. Марков // Синергия Наук. – 2017. – № 8. – С. 123–128.